ПОКА НЕ ЗАТВОРИЛИСЬ ДВЕРИ



Поучителным примером является жизнь писателя Льва Толстого. Он отверг учение Церкви, предпочитая ему свое понимание, доверяясь своему разуму, кроме прочего утверждая:

"Верю в то, что воля Бога яснее, понятнее всего выражена в учении человека Христа, которого понимать Богом и которому молиться считаю величайшим кощунством." [1]

Как закончился его жизненный путь известно всем. Но не всем известно, что он направлялся в Оптинскую пустыню [2]. Отчаявшись найти истину и с ней душевный покой, намеревался ли он стать монахом? Но я думаю, что не случайно богохульник не смог достичь Божьей обители, а умер в пути. О Божьем провидении могут свидетельствовать и неудавшиеся попытки духовных лиц встретиться с ним перед его кончиной:

"Святейший Синод не мог не реагировать на событие, которое привлекло внимание широчайших слоев общества. Как следует из опубликованных 1920-му году документов, заседания, полностью посвященное этому делу, состоялось вечером 4 ноября. На нем было принято решение о двух миссиях к Толстому. Первая была поручена насельнику Оптиной Пустыни иеромонаху Иосифу (Литовкину). Выбор был обусловлен подтверждением информации о желании писателя пообщаться с оптинскими старцами. В соответствии с телеграммой, отправленной в Оптину, цель поездки должна была состоять в том "чтобы предложить находящемуся на станции Астапово больному графу Льву Толстому духовную беседу и религиозное утешение в целях примирения его с Св. Православной Церковью". В связи с тяжелой болезнью Иосифа в Астапово отправили другого авторитетного старца - игумена Варсонофия (Плиханкова). Вторым представителем Церкви, который собственно и получил формальные полномочия разрешить поминальные службы в случае покаяния Толстого, стал епископ Парфений.
.................................
Трудно сказать насколько охотно согласился Преосвященный Парфений на предлагаемую миссию. В пользу того, что он старался избегнуть ее может свидетельствовать непонятная задержка в дороге. Выехав из Петербурга поздно вечером 4 ноября он прибыл к Астапово лишь 7 ноябрю, в 9 часов утра, через три часа после смерти Толстого. В рапорте Синоду он констатирует этот факт никак его не разъясняя. Возможной причиной подобной "неторопливости" могло стать желание епископа прибыть к месту пребывания больного после того, как дело так или иначе разрешится. Под этим, подразумеваем, естественно, не смерть Толстого, а то, что покаяться он мог и отцу Варсонофию.
.................................
Попытки отца Варсонофия 5-6 ноября пройти к больного были неудачными. Очевидно также, что писателю не сообщали о желание священника встретиться с ним, а также о телеграмме митрополита Петербургского Антония с просьбой "примирится с Церковью и русским народом"."

Но где же тогда милосердие Божие, о котором так много говорится! - воскликнет читатель и укажет на притчу о блудном сыне:

"11 Еще сказал: у некоторого человека было два сына; 12 и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. 13 По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. 14 Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; 15 и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; 16 и он рад был наполнить чрево свое рожка'ми, которые ели свиньи, но никто не давал ему. 17 Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; 18 встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою 19 и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. 20 Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. 21 Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. 22 А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; 23 и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! 24 ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться. 25 Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; 26 и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? 27 Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. 28 Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. 29 Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; 30 а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. 31 Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое, 32 а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся." Лк 15:11-32

Если Лев Толстой под конец жизни одумался, то по справедливости Бог должен был бы дать ему возможность для покаяния. Но в другом месте Господь рассказывает такую притчу:

"1 Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. 2 Из них пять было мудрых и пять неразумных. 3 Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла. 4 Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих. 5 И как жених замедлил, то задремали все и уснули. 6 Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему. 7 Тогда встали все девы те и поправили светильники свои. 8 Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут. 9 А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе. 10 Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились; 11 после приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам. 12 Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас." Мф 25:1-12

Именно это участь по моему мнению, но уже на яву, постигла Льва Толстого.

Что говорить, у многих теплится надежда, разве что уже на смертном одре, смотря по обстоятельствам, воскликнуть или хотя бы подумать "Верую!" и быть спасенным. Как никак в Евангелии подобный случай описан:

"39 Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас. 40 Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? 41 и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. 42 И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! 43 И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю." Лк 23:39-43

Однако нельзя забывать, что тогда Бог был близко - среди людей. Физическая близость Его как человека означала и духовную близость Его как Бога. Поэтому нет ничего удивительного в том, что тогда и разбойник по одному слову мог обрести спасение.

Сейчас же другие времена. И если человек в течении своей жизни все дальше и дальше удалялся от Бога, будет ли его отчаянный вопль в час смерти "Верую!" услышан?..

"18 И если праведник едва спасается, то нечестивый и грешный где явится?" 1 Пет 4:18



[1] Лев Толстой

[2] Андрей Стародуб. Лев Толстой и епископ Парфений (Левицкий)(к вопросу о “загадке предсмертного бегства Толстого”)
 

Вадим, 3.3.2006, Религия и наука

Hosted by uCoz