ПОКА НЕ ЗАТВОРИЛИСЬ ДВЕРИ
Поучителным примером является
жизнь писателя Льва Толстого.
Он отверг учение Церкви, предпочитая ему свое понимание, доверяясь
своему разуму, кроме прочего утверждая:
"Верю в то, что воля Бога яснее, понятнее всего выражена в учении
человека Христа, которого понимать Богом и которому молиться считаю
величайшим кощунством." [1]
Как закончился его жизненный путь известно всем. Но не всем
известно, что он направлялся в Оптинскую пустыню [2]. Отчаявшись найти
истину и с ней душевный покой, намеревался ли он стать монахом? Но я
думаю, что не случайно богохульник не смог достичь Божьей обители, а
умер в пути. О Божьем провидении могут свидетельствовать и неудавшиеся
попытки духовных лиц встретиться с ним перед его кончиной:
"Святейший Синод не мог не реагировать на событие, которое
привлекло внимание широчайших слоев общества. Как следует из
опубликованных 1920-му году документов, заседания, полностью
посвященное этому делу, состоялось вечером 4 ноября. На нем было
принято решение о двух миссиях к Толстому. Первая была поручена
насельнику Оптиной Пустыни иеромонаху Иосифу (Литовкину). Выбор был
обусловлен подтверждением информации о желании писателя пообщаться с
оптинскими старцами. В соответствии с телеграммой, отправленной в
Оптину, цель поездки должна была состоять в том "чтобы предложить
находящемуся на станции Астапово больному графу Льву Толстому духовную
беседу и религиозное утешение в целях примирения его с Св. Православной
Церковью". В связи с тяжелой болезнью Иосифа в Астапово отправили
другого авторитетного старца - игумена Варсонофия (Плиханкова). Вторым
представителем Церкви, который собственно и получил формальные
полномочия разрешить поминальные службы в случае покаяния Толстого,
стал епископ Парфений.
.................................
Трудно сказать насколько охотно согласился Преосвященный Парфений
на предлагаемую миссию. В пользу того, что он старался избегнуть ее
может свидетельствовать непонятная задержка в дороге. Выехав из
Петербурга поздно вечером 4 ноября он прибыл к Астапово лишь 7 ноябрю,
в 9 часов утра, через три часа после смерти Толстого. В рапорте Синоду
он констатирует этот факт никак его не разъясняя. Возможной причиной
подобной "неторопливости" могло стать желание епископа прибыть к месту
пребывания больного после того, как дело так или иначе разрешится. Под
этим, подразумеваем, естественно, не смерть Толстого, а то, что
покаяться он мог и отцу Варсонофию.
.................................
Попытки отца Варсонофия 5-6 ноября пройти к больного были
неудачными. Очевидно также, что писателю не сообщали о желание
священника встретиться с ним, а также о телеграмме митрополита
Петербургского Антония с просьбой "примирится с Церковью и русским
народом"."
Но где же тогда милосердие Божие, о котором так много говорится! -
воскликнет читатель и укажет на притчу о блудном сыне:
"11 Еще сказал: у некоторого человека было два сына; 12 и сказал
младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец
разделил им имение. 13 По прошествии немногих дней младший сын, собрав
всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно.
14 Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он
начал нуждаться; 15 и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а
тот послал его на поля свои пасти свиней; 16 и он рад был наполнить
чрево свое рожка'ми, которые ели свиньи, но никто не давал ему. 17
Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют
хлебом, а я умираю от голода; 18 встану, пойду к отцу моему и скажу
ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою 19 и уже недостоин
называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. 20 Встал и
пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и
сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. 21 Сын же сказал
ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин
называться сыном твоим. 22 А отец сказал рабам своим: принесите лучшую
одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; 23
и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и
веселиться! 24 ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И
начали веселиться. 25 Старший же сын его был на поле; и возвращаясь,
когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; 26 и, призвав
одного из слуг, спросил: что это такое? 27 Он сказал ему: брат твой
пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял
его здоровым. 28 Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя,
звал его. 29 Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и
никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и
козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; 30 а когда этот сын
твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него
откормленного теленка. 31 Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною,
и всё мое твое, 32 а о том надобно было радоваться и веселиться, что
брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся." Лк 15:11-32
Если Лев Толстой под конец жизни одумался, то по справедливости Бог
должен был бы дать ему возможность для покаяния. Но в другом месте
Господь рассказывает такую притчу:
"1 Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв
светильники свои, вышли навстречу жениху. 2 Из них пять было мудрых и
пять неразумных. 3 Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою
масла. 4 Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в
сосудах своих. 5 И как жених замедлил, то задремали все и уснули. 6 Но
в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему. 7
Тогда встали все девы те и поправили светильники свои. 8 Неразумные же
сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши
гаснут. 9 А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у
вас, пойдите лучше к продающим и купите себе. 10 Когда же пошли они
покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери
затворились; 11 после приходят и прочие девы, и говорят: Господи!
Господи! отвори нам. 12 Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не
знаю вас." Мф 25:1-12
Именно это участь по
моему мнению, но уже на яву, постигла Льва Толстого.
Что говорить, у многих теплится надежда, разве что уже на смертном
одре, смотря по обстоятельствам, воскликнуть или хотя бы подумать
"Верую!" и быть спасенным. Как никак в Евангелии подобный случай
описан:
"39 Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты
Христос, спаси Себя и нас. 40 Другой же, напротив, унимал его и
говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? 41 и мы
осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он
ничего худого не сделал. 42 И сказал Иисусу: помяни меня, Господи,
когда приидешь в Царствие Твое! 43 И сказал ему Иисус: истинно говорю
тебе, ныне же будешь со Мною в раю." Лк 23:39-43
Однако нельзя забывать, что тогда Бог был близко - среди людей.
Физическая близость Его как человека означала и духовную близость Его
как Бога. Поэтому нет ничего удивительного в том, что тогда и разбойник
по одному слову мог обрести спасение.
Сейчас же другие времена. И если человек в течении своей жизни все
дальше и дальше удалялся от Бога, будет ли его отчаянный вопль в час
смерти "Верую!" услышан?..
"18 И если праведник едва спасается, то нечестивый и грешный где
явится?" 1 Пет 4:18
[1] Лев
Толстой
[2] Андрей Стародуб. Лев Толстой и епископ Парфений
(Левицкий)(к вопросу о “загадке предсмертного бегства Толстого”)
Вадим, 3.3.2006, Религия
и наука