ЛОБЗАНИЕ СВЕТСКИХ НАУК
Критика на статью А.
Кураева "Может ли православный
быть эволюционистом?"
То,
как католическая Церковь буйствовала в средневековье, жестоко наказывая
людей за всякую попытку эмпирического изучение природы, так в прошедшем
столетии она впала в другую крайность - беззаговорочного признания
результатов научных исследований. Дело дошло даже до сотрудничества,
например, в создании теории возникновения вселенной - теории Большого
Взрыва.
С печалью приходиться наблюдать ту же тенденцию и в православном
богословии последнего времени. Это тем более странно, что Православная
Церковь не может иметь чувства вины перед светскими науками, поскольку
не занималась таким беспределом, как католическая Церковь во времена
инквизиции. Но факт остается фактом. Рассмотрим статью
профессора Московской Духовной
Академии Андрея Кураева Может ли православный быть эволюционистом?
Поражает вольное истолкование первой книги Библии - Бытия. Цитата:
"...при непредвзятом чтении Писания нельзя не заметить, что оно
оставляет за тварным миром толику активности. Не говорится "И создал
Бог траву", но "произвела земля". И позднее Бог не просто создает
жизнь, но повелевает стихиям ее проявить: "да произведет вода
пресмыкающихся... да произведет земля душу живую"."
Имеется ввиду следующее место:
"11 И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя
[по роду и по подобию ее, и] дерево плодовитое, приносящее по роду
своему плод, в котором семя его на земле. И стало так. 12 И произвела
земля зелень, траву, сеющую семя по роду [и по подобию] ее, и дерево
[плодовитое], приносящее плод, в котором семя его по роду его [на
земле]. И увидел Бог, что это хорошо. 13 И был вечер, и было утро: день
третий." Быт 1:11-13
Пока все сходится, но далее автор делает неожиданный вывод:
"Возникновение жизни по книге Бытия - это и эволюция (ибо земля
"произвела" растения и простейшие организмы), а в то же время и "скачок
к жизни", который произошел по повелению Божию. Земля Божиим словом
призывается к творчеству, к самодеятельности, "что есть признание
внутренних движущих сил, присущих земле. Конечно, здесь нет указаний на
то, как и в каких границах осуществляет земля призыв Божий - одно лишь
ясно: различные периоды в истории бытия начинаются с призыва Божия к
самодеятельности "земли". Мир, призванный к движению и росту,
оказывается соработником Бога."
Если крестьянин сеет пшеницу, то он не ожидает, что земля
"произведет" путем эволюции яблоки. Активность земли заключается для
него в умножении посеянного. Более того эволюцонная трактовка впрямую
иключается описанием пятого дня творения:
"20 И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и
птицы да полетят над землею, по тверди небесной. [И стало так.] 21 И
сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых
произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее.
И увидел Бог, что это хорошо." Быт 1:20-21
Бог сотворил, а активность сред существования (земли, воды и
воздуха) заключалась в воспроизводстве (и умножении) сотворенного.
Привличение эволюционной интерпритации здесь становится практически
невозможным, поэтому видимо не случайно автор статьи полностью избежал
цитирования и обсуждения этого дня творения.
Далее после приведения высказываний известных православных богословов
прошлого столетия (Святые отцы как-то выпали из числа цитируемых)
Кураев заключает:
"Так что спокойное отношение к эволюционизму - это традиция
православного академического богословия."
Хорошо, можно согласиться, но автор очевидно не удовлетворяется таким
положение вещей, а переходит в наступление:
"Новизной является принятие протестантски-креационистской позиции
православными проповедниками. Наиболее известный писатель,
высказавшийся с критикой идеи эволюции как таковой, был иеромонах
Серафим (Роуз)."
Мда... навешивание ярлыков... это нам весьма знакомо...
Видимо в профессоре богословия еще не совсем умер "научный атеист", кем
он был судя по
его автобиографии до обращения в Православие. Но обратимся к его
доводам.
"Первый из его [Серафима (Роуз)] аргументов: эволюция предполагает
смену поколений. Смена поколений предполагает смерть. Суть проблемы в
том, что если были поколения сменяющихся животных до появления и
падения человека - то придется сказать, что смерть была в мире до
человеческого греха. Но смерть есть следствие греха, причем греха
человеческого. Поскольку в дочеловеческом мире не было греха, то
богословски невозможно предполагать в нем наличие смерти... Здесь надо
задуматься над словами смерть и грех. Слово смерть слишком
человеческое. "Смерть" - это слово, предельно насыщенное именно
человеческим трагизмом... в русской философии не случайно именно ужас
человека перед смертью воспринимался как опытное свидетельство его
неотмирного происхождения: если бы человек был законным порождением
мира естественной эволюции и борьбы за выживание - он не стал бы
испытывать отвращения к тому, что "естественно"... Вывод отсюда, мне
представляется, может быть один: уход животных не есть смерть, не есть
нечто, подобное уходу человека... Животные исчезали из бытия,
прекращали свое существование в мире до человека. Но это не смерть."
Человек, который такое пишет и соответственно так думает, очевидно не
имел домашних животный или по меньшей мере
не был свидетелем их предсмертных страданий. Когда тело животного член
за членом парализуется, когда они в надежде на оживление еще пытаются
есть, но рвотой все выходит обратно наружу, когда они перед смертью
ищут близость со своим хозяином (чтобы получить утешение?)... Но ведь в
угоду светским наукам, а именно биологии, их следует рассматривать не
более как биомашины, к чему автор и сконяет.
Но даже и без эмоций "вывод" является весьмя несуразным: "уход
животных не есть смерть". - А что тогда? Некое третье состояние живой
материи? "не есть нечто, подобное уходу
человека." - Но отсюда же не следует, что это не смерть. В любом случае
животные умирают в страданиях, собственной ли смертью или став добычей
других. Также находим в Священном Писании:
"19 К Тебе, Господи, взываю; ибо огонь пожрал злачные пастбища пустыни,
и пламя попалило все дерева в поле. 20 Даже и животные на поле взывают
к Тебе, потому что иссохли потоки вод, и огонь истребил пастбища
пустыни." Иоиль 1:19-20
Пророк не отказывает животным даже в осознании Бога - они взывают к
Нему!
Далее автор пишет:
"Да, смерть есть следствие греха. Но что есть грех? Грех есть
нарушение воли Творца. Можем ли мы быть уверены, что смерть животных
есть нарушение Творческой Воли?"
Последний вопрос должен звучать однозначно иначе: "Можем ли мы быть
уверены, что смерть животных есть следствие нарушения воли Творца?" Но
в этом-то мы как раз можем быть уверенными, поэтому вопрос намеренно
искажен. В том же стиле скрытых искажений протекает и
вся дальнейшая полемика, поэтому я не вижу смысла вести полный разбор
статьи. При большом желании читатель может сам поупражняться в
нахождении подобных трюков.
Неизбежно по-видимому все же понимая свою неправоту, Кураев пытается
оправдаться в конце
статьи:
"...у меня есть миссионерский интерес к тому, чтобы не принимать
суждений крайних креационистов и пробовать найти эволюционистское
прочтение Шестоднева. Для меня нет личной проблемы верить в то, что Бог
создал мир мгновенно или в шесть дней. Для меня нет проблемы в том,
чтобы высказать суждение, заведомо неприемлемое для данной аудитории
(слишком часто мне приходится это делать). Просто мне кажется - не по
пастырски возлагать на людей бремена сверх необходимого. Да, в
христианстве бывают моменты необходимой "жертвы интеллектом". Но мне
кажется, что эта жертва должна быть принесена догмату о Троичности
Единого Бога, а не "догмату" о точном числе часов миротворения."
Но пусть бы он тогда ообосновал, что сейчас именно тот самый
момент "необходимой "жертвы интеллектом"". Лично для меня эта
необходимость совершенно не очевидна и я не вижу смысла вообще
жертвовать каким-либо догматом. Две тысячи лет не жертвовали, а сейчас
вдруг срочно понадобилось. Тем более, что речь идет о более серьезном
догмате (еще один подлог), чем "о точном числе часов миротворения", а
именно, что смерть пришла в мир с грехопадением человека.
Более того эволюция в прямую противоречит библейским текстам. Отбор в
среди хищников подразумевает выживание самых зубастых, злых,
мускулистых и быстрых. Сама по себе неизбежна борьба между
конкурирующими видами - одни перегрызают глотки другим. В конечном
счете выживают львы, тигры, волки, медведи и др. Но ведь в Библии
однозначно говорится, что такого отбора не могло быть - изначально все
звери питались травой:
"30 А всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому
пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень
травную в пищу. И стало так." Бытие 1:30
Заигрывание со светской наукой неизбежно приводит к ревизии
представлений о Боге и о Судном Дне. Если Богу было возможно сотворить
мир всего за шесть дней, то Второе Пришествие Христа может
действительно совершится с тем размахом, как это описанно в Библии:
"27 ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до
запада, так будет пришествие Сына Человеческого;28 ибо, где будет труп,
там соберутся орлы. 29 И вдруг, после скорби дней тех, солнце
померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы
небесные поколеблются;30 тогда явится знамение Сына Человеческого на
небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына
Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою
великою;31и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут
избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их." Мф 24:27-31
И другое дело, если Бог в нашем представлении был бы всего лишь
неким "Высшим Разумом", который из добрых побуждений пособляет развитию
жизни на Земле. Тогда сами по себе назревают сомнения в Его
действительном могуществе. И не придеться ли тогда снова искать лазейку
и говорить о Судном Дне как о "судной тысячи лет"? Но написанно:
"6 Так говорит Господь, Царь Израиля, и Искупитель его, Господь Саваоф:
Я первый и Я последний, и кроме Меня нет Бога" Ис 44:6
"7 Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око и те, которые
пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные. Ей, аминь. 8 Я
есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был
и грядет, Вседержитель." Откр 1:7-8
Вадим, 20.03.2006, Религия
и наука