Сомнительное чудо современности


Иначе чудо мироточения, а точнее тот размах, которое оно приобрело в настоящее время, и не назовешь. Чтобы у читателя сложилось общее представление о странном положении вещей, приведу цитату из книги Алексея Любомудрова Знамения от икон в конце ХХ века в России. Духовные итоги.:

"Православная Церковь всегда призывала к осторожности и духовной трезвости по отношению к чудесам. Область эта сокровенна и опасна, руководствоваться здесь нужно советами святых отцов. А они предупреждали, что ни в коем случае нельзя добиваться чуда или стремиться к нему... Между тем в нынешней России существует явление, порождающее недоумение у многих православных. Начиная с 1999 года в Свято-Введенский монастырь Ивановской епархии устремляется множество людей с тем, чтобы их иконы побывали в одной келье - там они начинают мироточить... В монастыре ведется учет. Общее количество замироточивших икон на начало марта 1999 года составило 1047, в конце апреля зафиксировано более 2500 икон, ставших мироточивыми. В канун 2000 года настоятель монастыря по радио "Радонеж" сообщил, что их уже около 7000... Подчеркнем: мы не беремся судить о мистической природе этого сверхъестественного феномена. (Он, заметим, не уникален: по слухам, в Киеве, в квартире одной женщины тоже начинают мироточить приносимые туда иконы). Но можно и должно говорить о человеческой стороне этого явления. И, анализируя мотивы, настроения, цели людей, направляющихся в обитель со всех концов страны, нельзя не заметить явной духовной опасности."


Очевидна обеспокоинность автора, хотя поставить под сомнение подлинность массовых мироточений он не решается. Его волнует в первую очередь духовная опасность, ведь как ни молился "убогий" (как он сам себя называл) Серафим Саровский, так икона у него не мироточила. Да, были другие чудеса, но мироточения не было. То же можно сказать и о других подвижниках и святых. Сейчас же достаточно мало-мальски воцерковленному христианину усилинно помолиться, как уже начинают мироточить иконы. Стали мы святее что ли?.. Сомнительно. Но давайте исследуем те фотографии  мироточивых икон, которые доступны в рунете.

Трудно поверить в подлинность мироточения типографского отпечатка иконы царской семьи (Чудеса от святых икон). На поверхности иконы видны большие маслянистые капли и следы от них вниз и влево. При внимательном рассмотрении верхней части фотографий этой иконы, а именно наблюдая за изменением тональности дерева, можно обнаружить следы жидкости как на деревянной основе, так и на верхней планке футляра, в который заключенна икона. Это может свидетельствовать о том, что жидкость просочилась на икону через футляр сверху. Но если в дерево эта жидкость легко впиталась, то на лощенной поверхности типографского отпечатка она осталась в виде капель:



Также и следы на стекле футляра говорят в пользу того, что жидкость капала на икону сверху, о чем можно судить по повреждению лакированного покрытия в средней части верхней планки и по двум следам слева.




Кроме того по-видимому икона стояла, прислоненной к стене, так что часть капель попадала на нижний выступ футляра и разбрызгивались по нижней части стекла (то же самое происходит во время косого дожя, когда капли бьются о нижнюю часть рамы и разбрызгиваются по низу оконного стекла):

 

Вполне можно допустить, что мироточиние все же имело место, но тогда мироточила иная икона, та, что находилась сверху. А по России прошла весть, что замироточила именно икона царственных мученников. Вот так просто можно выдать желаемое за действительное. Но если в этом случае можно еще предположить не намеренное заблуждение, то другие фотографии скорее наводят на более мрачные мысли. Так на том же сайте, следом за фотографиями иконы царственных мученников представленна икона святой Екатерины, которая якобы тоже замироточила. Но само по себе расположение многих капель вдоль прямых линий говорит за обрызгивание иконы маслом сверху-вниз и слева-направо с помощью, например, акварельной кисточки или шприцом, что было бы даже незаметней, так как не надо было бы махать рукой.



Объяснить линейное расположение капель не представляется возможным через их стекание. Это объяснение подходит для сплошных следов, но никак не для отдельных капель, выстроенных в одну линию, иначе пришлось бы допустить, что они... прыгали по иконе...

На следующей иконе (В Дзержинске заплакали сразу 12 икон) поражает точное расположение источников "миро" прямо на глазах:




Причем эти источники имеют овальную форму, полностью покрывая глаза, как будто тыкали марлевым тампоном. Поэкспериментировал - аналогичный эффект возникает, если пользоваться напитанной маслом губкой (попробуйте сами, например на гладкой поверхности холодильника).  В пользу хулиганства свидетельствует также и фотография более общего плана, на которой видно, что эта икона весьма доступна для посетителей храма и взрослый человек без труда может дотянуться до глаз изображения Богородицы:



Замечу, что для меня нет проблемы принять мистическую причину того или иного чуда, вполне могу допустить материализацию капель миро, но если я вижу улики, опровергающие чудесность того или иного явления, например, мироточение прямо из глаз, следы на футляре, свидетельствующие о внешнем источнике "миро", или выстраивание капель "миро" в стройные ряды, то и верить в это "чудо" я просто не могу и более того не вижу большой необходимости. Ведь благодоря этим "чудесам" укрепляется не только вера, но и усиливаются неприязь к инакомыслию, презрение к неверующим, опасность внутрицерковного раскола между верующими в "чудо" и отрицающими его. Примеров тому можно найти много в рунете. Мироточение на дому у мирян могут иметь к тому же очень серьезные последствия, о чем свидетельствует статья протоиерея Бориса Балашова О церковности чудес.  Поэтому лично я не вижу особой благодати в чудесах мироточения и принудительной необходимости верить в подлинность необозримого числа этих чудес.

Хорошо тем православным христианам, чья вера не базируется на чудесах, иные из которых могут однажды оказаться ложными, и их разоблачение никак не поколебает их веру.


Ангел сказал: "Лучше малое со справедливостью, нежели многое с неправдою..." Товит 12:8

Так быть может лучше полупустые храмы, чем многочисленное паломничество к сомнительным чудесам?

Вадим, апрель - октябрь 2006, Религия и наука



Hosted by uCoz