Рассуждения в преддверии разоблачения мифа



По прошествию праздника Пасхи в средствах массовой информации было опубликованно сообщение о намерении русских ученых измерить температуру "Благодатного огня":

"Москва. 15 июня [2006]. ИНТЕРФАКС - Российские ученые намерены исследовать температуру благодатного огня, который ежегодно накануне православной Пасхи cходит в храме Гроба Господня в Иерусалиме. "Мы надеемся в ближайшие годы провести исследование (благодатного огня - "ИФ"). Техническая оснащенность позволяет, но пока нет средств", - сказал председатель рабочей группы по чудесным знамениям, происходящим в Русской православной церкви, Павел Флоренский в четверг на пресс-конференции в Москве. По его словам, существует серия записывающих градусников, благодаря которым можно проследить температурные изменения вещества. Согласно многочисленным свидетельствам, благодатный огонь в первые минуты после схождения не обжигает."

Хотя исследование еще не проведенно, но мы можем уже сейчас, исходя сугубо из физических представлений, т.е. исключая всякую мистическую причину, сделать некоторые предположения об исходе эксперимента, потому что собственно нет необходимости в непосредственном измерении температуры огня - достаточно сравнить его цветовую окраску с окраской пламени свечи, последнее же достаточно хорошо изученно и информация доступна в интернете. Например на странице Candle Flames находится следующее представление и описание зон пламени свечи:



Просматривая фотографии и видео на сайте http://www.holyfire.org/ может создаться впечатление, что свечи заженные от "благодатного огня"  горят самым обыкновенным белым огнем, т.е. температура пламени согласно выше представленному рисунку должна составлять те же 1200C-1400C, что и у обычной свечи. Но одна фотография, очевидно сделанная с фотовспышкой, запечатлела два пламени отчетливо желтого цвета, большее у мужчины и меньшее у женщин сзади него:



В чем же дело? - Очевидно в автоматических функциях съемочной аппаратуры, а именно в автоматической подстройке под освещенность и автоматического баланса белого (в цифровых камерах), в результате чего в темноте самые яркие объекты представляются как белые, хотя на самом деле могут быть например желтыми. Использование же фотовспышки, т.е. дополнительного сильного источника белого света, (или возможно просто нецифровой камеры) приводит к корректному балансу белого. Чтобы утвердиться в этом предположении, я решил сам немного поэкспериментировать, тем более, что в домашних условиях это вполне доступно.

Сравнивались пламя одной парафиновой свечи с пламенем связки из 20-ти таких же парафиновых свечей диаметром 8мм. Съемка велась цифровой камерой с включенными автоматическими функциями. Пламя связки свечей оказалось на самом деле желтым, в то время как пламя одной свечи было белым. Несмотря на это без дополнительного освещения оба пламени выглядели на цифровом снимке белыми и практически сплошными:



Хотя включение подсветки не позволило передать реального желтого цвета большого пламени (видимо из-за слабости подсветки), но выявило его интересную особенность:



 А именно: пламя от связки свеч оказалось как бы пустым внутри. Та область, которая в пламени одной свечи занимает лишь незначительное пространство непосредственно над фитилем, согласно фотографии составляет основной объем в пламени связки свечей. Отсюда уже можно сделать вывод о структуре и распределении температур этого пламени:



Поже я понял как можно все-таки передать реальный цвет - для этого достаточно подвинуть лампу ближе к камере. И я повторил опыт:



Таким образом получается, что объединение свечей в связки реально позволяет понизить температуру пламени примерно на 200C или 15%. Этот феномен я бы объяснил наличием большого числа фитилей внутри пламени, которое объуславливает интенсивное испарение воска, который в свою очередь вытесняет газы из зоны горения, еще прежде, чем они успевают полностью прогореть.

Хотя "умывание" происходит как раз в пламени от связок из 33-ти свечей, но падение температуры до 1000C-1200C никак не может объяснить свойство этого пламени "не жечь"... Поэтому я и ожидаю разоблачения мифа "о совершенном нежжении". Почему я так уверен, что последут разоблачение? - Хотя бы из следующих простых соображений. На фотографиях можно видеть, что воск со свечей капает на руки держащих свечи. Неужели и он не жжет? Температура плавления воска составляет 62-68C, а болевые ощущения у человека появляются при температурах выше 38C. Для испарения воска требуется еще более высокая температура до 300C, а для свечения, т.е. горения 1000C и выше. Так жгет то пламя, которое плявит, испаряет и приводит к свечению воск, или нет?

Конечно жгет и это можно видеть по некоторым мимолетным кадрам видео, когда людям не всегда удаеться быстро исправлять свои болевые гримассы:

        

Особенно показательно это видео (avi, 480kB). Человек явно несколько раз обжигается о пламя и каждый раз с недоумением смотрит на него - его-то убеждали в совершенно противоположном! И что касается первых 3-10 минут, в течении которых заженные свечи якобы "не жгут", то это скорее вопрос того, с какого времени болевые ощущения начинают становиться невыносимыми.

По сути миф "о совершенном нежжении" базируется на предположении, что свойства нематериального огня, который (скажем так) по определения должен не жечь, после его "схождения" и материализации некоторое время остаются с ним. Но здесь и заключается ошибка, потому что сама по себе материализация огня означает превращение его в высокотемпературную химическую реакцию, что автоматически приводит к потере свойства "нежжения". И возгорание свечей или других светильников говорит уже о том, что процесс материализации завершен.

Кому-то может показаться странным, что я, человек верующий, взялся писать критическую статью в отношении такого казалось важного для Православия чуда. Ведь любая критика, даже на переферии, может быть расценнена как прямое посягательство на "святая святых". Но кто читал отцов и учителей Православной Церкви, тот вполне поймет меня. Они учили, что ко всякому чуду следует относиться в первую очередь с предельной осторожностью. И если я, человек не только верующий, но и с физическо-техническим образованием, вижу в некоторых рекламируемых "чудесах" явный подлог, то не считаю нужным молчать, так как всякое ложное чудо может привести к погибели. С моей точки зрения современное положение дел вокруг чудес вполне отражают слова святителя Игнатия Брянчанинова (О чудесах и знамениях):

 "После того, как прекратилось повсеместное совершение знамений, которым сопровождалась сеятва христианства проповедию апостолов и мужей равноапостольных, знамения совершались по местам избранными сосудами Святого Духа. С течением времени, с постепенным ослаблением христианства и повреждением нравственности, знаменоносные мужи умалялись. Наконец, они иссякли окончательно. Между тем человеки, потеряв благоговение и уважение ко всему священному, потеряв смирение, признающее себя недостойным не только совершать знамения, но и видеть их, жаждут чудес более, нежели когда-либо. Человеки в упоении самомнением, самонадеянностию, невежеством стремятся безразборчиво, опрометчиво, смело ко всему чудесному, не отказываются сами быть участниками в совершении чудес, решаются на это, нисколько не задумываясь. Такое направление опасно более, нежели когда-либо. Мы приближаемся постепенно к тому времени, в которое должно открыться обширное позорище многочисленных и поразительных ложных чудес, увлечь в погибель тех несчастных питомцев плотского мудрования, которые будут обольщены и обмануты этими чудесами."


Вадим, 03.10.2006, Религия и наука



Hosted by uCoz