О спасении и безделии
К написанию этой статьи меня побудило чтение труда Мартина Лютера
"Свобода христианина" (оригинал: Von der
Freiheit eines Christenmenschen, Martin Luther, 1520). Приведу мой
перевод
одного из тридцати тезисов, который по сути отражает весь смысл этого
произведения.
"В двадцать третьих. Поэтому истинны два выражения: хорошие, порядочные
дела никогда не делают человека хорошим и порядочным, но наоборот,
хороший и порядочный человек делает хорошие и порядочные дела. Злые
дела никогда не делают человека злым, но наоборот, злой человек делает
злые дела, так что всегда сначало персона должна быть хорошей и
порядочной перед всеми хорошими делами, и хорошие дела следуют хорошей
и порядочной персоне и исходят из нее. Также как говорит Христос: "Не
может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить
плоды добрые." Ясно, что плоды не приносят дерево и деревья не
растут на плодах, но наоборот, деревья приносят плоды и плоды растут на
деревьях. Как деревья должны быть раньше, чем плоды и плоды не делают
дерево ни хорошим ни плохим, но наоборот деревья делают плоды, так
должен и человек как персона сначало быть порядочным или злым, прежде
чем он делает хорошие или злые дела, и его дело не делает им хорошим
или злым, но он делает хорошие или злые дела. - То же самое мы видим в
каждом ремесле. Хороший или плохой дом не делает хорошего или плохого
плотника, напротив хороший или плохой плотник делает хороший или плохой
дом. Ни одно дело не делает мастера таким, как само дело, но каков есть
мастер, таков и его труд."
Что же хотелось бы возразить? - Это по меньшей мере практический опыт.
Народная мудрость говорит в пословицах "мастера делает опыт",
"всякая работа мастера хвалит", "с мастерством люди не родятся, а
добытым ремеслом гордятся", "не учась и лаптя не сплетешь", "без труда
не выловишь и рыбку из пруда" и др. И каждый человек, который желает
достичь мастерства в своем труде, знает, что без достаточной практики
ему не обойтись. Есть даже обыденный опыт, что человек растет с
делами. Чем
сложнее задача, тем с более совершенным навыком он
окажеться после ее решения. А лень и пресмыкание перед своими
слабостями могут сделать из него только разгильдяя.
Хорошо если мастер уже есть, тогда можно было бы признать правоту
Лютера. А если его нет? Как же тогда его получить? Не возможно стать
хирургом, изучая только специальную литературу. И чем более сложные
операции предстоят будущему врачу, тем более продолжительной должна
быть его практика. И так в любой профессии, будь то строитель,
каменьщик, которому следует научиться выкладывать стены строго
вертикально, электрик, которому необходимо научиться правильно
подключать электрооборудования, чтобы избежать коротких замыканий и
опасных для жизни электрических ударов и т.д., вплоть до того, что
нельзя стать - вроде совсем абстрактная профессия - математиком,
прочитав лишь учебники. Без решения конкретных математических задач,
пусть даже казалось самых бессмысленных упражнений, не появится
математической культуры, которая как раз и позволяет применять
математику корректно, а не как произвольный набор арифметических
операций.
Лютер аппелирует к словам Иисуса Христа: "Не может дерево доброе
приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые." Но эти
слова относятся к способу
распознания лжепророков:
"15 Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а
внутри суть волки хищные. 16 По плодам их узнаете их. Собирают ли с
терновника виноград, или с репейника смоквы? 17 Так всякое дерево
доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые.
18 Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое
приносить плоды добрые." Мф. 7:15-18
и не говорят непосредственно о том образе жизни, который следует вести
людям. Отчетливо же Он говорит об этом в других местах Евангелия:
"14 Вы - свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. 15
И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и
светит всем в доме. 16 Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они
видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного." Мф.
5:14-16
"14 Тогда приходят к Нему ученики Иоанновы и говорят: почему мы и
фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся? 15 И сказал им
Иисус: могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но
придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут
поститься." Мф. 9:14-15
Так чему мы должны больше доверять - ясным словам нашего Господа Иисуса
Христа или мысленным конструкциям, т.е. человеческому мудроствованию,
которые находятся в прямом противоречии с ними?
Или еще один пример: так ли просто быть хотя бы умеренным. Ведь как
легко начав с одной рюмки по праздникам закончить бутылкой в день, или
уже через несколько месяцев после свадьбы заглядываться на других и
если нет жены или мужа рядом сходить "на сторону"! Так ли
просто быть умеренным в пищи, если пищевая идустрия выпускает все более
изощренные лакомства? Так ли просто сохранить нравственную чистоту,
если средства массовых коммуникаций заполоненны эротикой,
порнографией и жестокостью? - Очевидно без упорной борьбы, без
постоянного
самовоспитания здесь не обойтись, что еще раз опровергает протестанские
идеи.
Зло не является нечто абстрактное и пассивное, оно активно наступает
во всех областях нашей жизни. И если жить со словами "на все воля
божья, в том числе и на то, что я имею слабости, грешу так сказать
малость", то порабощение грехом не
заставит себя долго ждать.
Вадим, 20.12.2005, Религия
и наука