Право верить без чудес

Не знаю, быть может был кто и раньше, но явно знак равенство между верой в чудеса и верой вообще поставил профессор протоиерей Глеб Каледа [1]:
 
"Как не принимали и не принимают Христа, так не принимают Его Святую Плащаницу..."

Следя за интернетовской периодикой можно заключить, что эта идея проникает все глубже в сознание духовенства... В теории все бдительны, но когда дело доходит до конкретного случая, то осторожность забывается. Православные чудеса не являются чем-то особенным, подобные явления можно встретить не только в других религиях, но и у атеистов или вообще в природе. Кроме того, если внимательно изучать все те феномены, которые воспринимаются как чудеса, что я сам пытался делать неоднократно, то оказывается, что при всем кажущемся обилии чудес в настоящее время, возможно их на самом деле вовсе и нет.

Так можно ли упрощать Православие до веры в чудеса?

Ведь именно в поучительном случае с Фомой имеется ввиду вера без материального ее подтверждения (например, с помощью чудес и реликвий).
 
"24 Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус. 25 Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю. 26 После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! 27 Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. 28 Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! 29 Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие." Иоан 20:24-29

А дело уже дошло до импорта христианских реликвий из-за рубежа. Популярны стали мощи, особенно нетленные. Однако сугубо в мистическом плане мне, как наверное и для многих других в начале прошлого столетия, не понятно, почему у Серафима Саровского мощи оказались тленными.

Один из выходов из тупика является - закрывать глаза на противоречия. Но как долго можно так делать - все равно кто-нибудь да ткнет носом, да и совесть покоя не дает. Есть еще один выход - можно попытаться найти материальное объяснение этому феномену.

[2]:
"Необыкновенное состояние мощей преподобного Александра Свирского... Свою пространственную решетку: вместо испаряющейся жидкости промежутки между тканевыми волокнами заполнялись воздухом, не давая тканям уплотняться. Таким образом, ткань плоти становилась воздушной и ячеисто-волокнистой, что давало возможность органам сохранять свой первичный объем. Подобного результата не достичь никакими способами искусственного бальзамирования. При бальзамировании ткани уплотняются и темнеют, а тут - разрыхленность, белоснежность, да еще внутри под поверхностным слоем эпидермиса - таким дифференцированным искусством бальзамирования человеческие умы и руки не владеют"

Интерессно, что далее по тексту упоминается факт, который как раз мог бы объяснить такое состояние мощей... но никто не делает соотвествующих выводов.

Смотрел американский документальный фильм, как наука помогает криминалистам исследовать причины смерти людей. Показывался случай, поразивший даже ученых. Нашли многолетний труп, странно, но ни один волос не упал с черепа - как волосы на голове, так и борода оказались в полной сохранности. Клучом к разгадке оказался электрический обогреватель с вентилятором, обдувающий мертвое тело. Кожа быстро высохла, став коркой. Хотя мухи налетели и отложили яйца, но черви оказались не в состоянии прогрысть плотную ткань сухой кожи и передохли. Тело же выели муравьи, которые всегда так выедают, не трогая волосы и ткань вокруг них.

И что же мы читаем далее:

"Как сказано в Житии, "от великих трудов кожа на теле его сделалась такой жесткою, что не боялась и каменного ударения"."

Здесь видимо и ответ, почему его тело не было поеденно червем. Кожа служила панцырем против паразитов, и обеспечила сохранение тела.

Или если мы отказываемся от естественного объяснения, то как объяснить, почему именно у такого почитаемого святого как Серафим Саровский мощи оказались тленными?

Вроде правильно здесь написанно [3]:

"Возражражающие против почитания мощей, исходят из одностороннего понимания христианства. Благовестие о Воплощении - не только религия духа, оно освящает и плоть. Спасение, то есть приобщение к Богу, распотраняется на всего человека в его целостности. Известно, что святость давала подвижникам власть над природой. Они могли исцелять болезни, жизнь их сопровождалась необычайными явлениями. Поэтому для верующих тела усопших праведников - это "святые мощи", предмет благоговейного почитания. Славянское слово "мощи" означает "тело усопшего ". Мощи святых имеют различную степень сохранности. Так, например, останки подвижнико Киево-Печерской Святоуспенской Лавры нетленны, а в гробнице Св. Серафима Саровского в 1903 г. нашли только костные останки. Однако в народе была широко распостранена уверенность, будто все мощи нетленны. Вопреки призыву богословов с этим не только не боролись, но и шли на уступки суеверию. Результатом было неминуемое возмездие. Вскрытие мощей, большинство из которых оказалось костями, посеяло огромный соблазн, за который несут ответственность люди, не внявшие вовремя предостережениям иерархов и богословов."

Но почему сейчас-то иначе? Вот пример недовольства [4]:

"...отец Михаил ДУДКО, до недавнего времени работавший в отделе внешних церковных связей Московской патриархии...Традиционная наука, особенно физика, в последние годы стала считать, что есть сфера для человеческого изучения, а есть сфера Божья. Поэтому она не очень-то и стремится вторгаться в паранормальные явления. У церкви больше проблем возникает с отдельными людьми, которые претендуют на то, чтобы якобы с научной точки зрения объяснить или развеять «чудесное». Для нас принципиально важно, что «чудо» превосходит пределы любого объяснения, любого рацио. Анализ какого-то явления иногда просто убивает. Он построен на том, чтобы отчленить, выявить возможные связи и выдать рецепт, часто далекий от истины. Как верующий человек, а не как исследователь, хотя таковым я тоже являюсь, предпочитаю просто верить. Вера сама по себе обладает личным воздействием на уровне подсознания. Еще она устанавливает коллективные связи и зависимость между нами и Творцом. Поэтому прямых полемик и дискуссий с любителями логического подхода к таким явлениям мы избегаем."

(Примечательно, что от прямого ответа на конкретный вопрос он ушел: "...Правда, столяры и плотники, постоянно имеющие дело с древесиной, говорят, что обработанное, высушенное, несколько лет выдержанное и покрытое лаком дерево вдруг начинает «смолить». С чем это связано - ... - Пытаться объяснить таинственное, непознанное, сакральное с примитивной материалистической позиции, как это было в ярые атеистические времена, сегодня вредно и глупо.")

Но неужели святой Спиридон имел две правых руки, одна хратится в Греции, а другая в Италии? Неужели и здесь требуется абсолютная вера в чудеса?

[5]:
"Около 300 тысяч человек поклонились деснице (правой руке) греческого чудотворца и целителя Спиридона Тримифунтского за трое суток пребывания святыни в Москве. Об этом инициаторы принесения святыни в Россию сообщили в среду на пресс-конференции в Даниловом монастыре Москвы. Сегодня сюда крестным ходом доставили десницу из храма Христа Спасителя. Там она пребывала с вечера 15 апреля, когда впервые в истории была привезена в Россию спецрейсом с греческого острова Корфу."

[6]:
"В истории Церкви святитель Спиридон почитается вместе со святителем Николаем, архиепископом Мирликийским. Мощи его покоятся на острове Корфу в церкви его имени (кроме десной руки, которая в Риме)."

Сам уже думал, что быть может опечатка с нахождением десницы в Риме. Но нет - и на англоязычных сайтах та же информация. Получается, что настоящая  десница Спиридона в Риме, а ту, что привезли в Россию для поклонения, она... принадлежит кому-то другому. А уже следующие мощи на подвозе - настоящая поточная линия! Не возращаемся ли мы уже к дореволюционным махинациям с мощами?

А может и тогда, сто лет назад , было как и сейчас - всякий сомневающейся в чуде просто игнорировался и объявлялся безбожником? И не было на самом деле никаких предостережений "иерархов и богословов"  (во всяком случае внятных), вразумляющих народ. О последствиях знаем, надо полагать, что беда не пройдет мимо и в этот раз...



[1] Плащаница Господа нашего Иисуса Христа

[2] Нетленные мощи преп. Александра Свирского 

[3] ОБ ИКОНОПОЧИТАНИИ И МОЩАХ 

[4] Мироточение икон

[5] Около 300 тысяч человек поклонились мощам Спиридона Тримифунтского 

[6] Святитель Спиридон Тримифунтский 


Вадим, июнь 2007, Религия и наука



Hosted by uCoz